Все больше подрядчиков осознают преимущества внедрения BIM на строительной площадке. Это позволяет им проверять проекты на месте и выявлять ошибки в процессе строительства, сборки или монтажа. Все это позволяет избежать дорогостоящих доработок, обеспечивает надежный контроль качества и упрощает взаимодействие между подразделениями на протяжении всего жизненного цикла строительства.
VisualLive — это готовое к использованию решение, позволяющее подрядчикам переносить свои BIM-данные в полевые условия с помощью дополненной реальности (AR). И хотя VisualLive позволяет переносить модели на устройства несколькими простыми кликами, переход к AR можно сделать еще проще, если заранее продумать некоторые основные шаги.
Вот шесть основных советов, необходимых для успешного начала работы с VisualLive.
1. Выбор AR-устройства
Выбор устройства, которое будет использоваться для просмотра моделей, является первым решением, которое необходимо сделать. VisualLive может использоваться с двумя типами устройств: гарнитурой Microsoft Hololens (HoloLive) или мобильным устройством, таким как смартфон или планшет (MobiLive). VisualLive поддерживается как на устройствах под управлением iOS (iPhone, iPad), так и на планшетах и телефонах под управлением Android. Использование гарнитуры рекомендуется сотрудникам, которые хотят сохранить свободу рук и получить более глубокое погружение в AR, в то время как планшеты и мобильные устройства больше подходят для одновременного обмена AR-контентом с несколькими людьми.
Следует помнить, что некоторые устройства оснащены системой обнаружения и измерения дальности светового диапазона (LiDAR) — новой возможностью, которая работает так же, как радар или гидролокатор. Устройства LiDAR могут с высокой точностью отображать окружающую обстановку. Устройства LiDAR используются в Microsoft Hololens и последних поколениях устройств на базе iOS (iPad 2021/2020 и iPhone Pro 12). Устройства, оснащенные LiDAR, лучше удерживают модель на одной линии даже при движении, поскольку они могут распознавать полы, стены, трубы и клапаны и определять, где вы находитесь в пространстве. Устройства без LiDAR способны распознавать плоскости, такие как пол и стены, но не могут определить местоположение пользователя в пространстве. Понимание различных возможностей устройств очень важно при принятии решения о том, какое устройство подходит для вас и вашей команды.
2. Выберите способ размещения
Под «размещением» понимается способ привязки виртуального контента к реальному миру. Метод размещения зависит от используемого устройства.
Существует два возможных рабочих процесса. При выборе плагина VisualLive Revit или Navisworks вам будет предложено выбрать между визуальным размещением маркеров и двухточечным размещением.
Если выбрать визуальные маркеры, то внутри модели Revit или Navisworks появится небольшой прямоугольник. Вы можете выбрать место размещения визуального маркера на модели. Убедитесь, что вы выбрали место, до которого можно физически добраться на реальном объекте. Например, не стоит выбирать место на потолке или в труднодоступном месте за колонной. Лучше всего выбрать место, которое не будет двигаться, например, колонну или угол окна. После размещения виртуальных маркеров в Revit или Navisworks и передачи модели в облако вам будет предложено распечатать маркеры, представляющие собой QR-код. Они должны быть размещены на физическом объекте именно в тех местах, которые указаны в модели.
При двухточечном размещении вы выбираете две конкретные точки в модели Revit или Navisworks, и VisualLive отмечает их. Важно помнить, что первая точка — это размещение модели, а вторая точка — это поворот модели. При работе на объекте необходимо просто перейти к физическому месту расположения этих точек, открыть модель и выделить их повторно в наложенной модели.
При наличии маркеров в реальном мире AR-устройство может использовать их для наложения виртуальной модели на реальную рабочую площадку.
Как же выбрать между этими двумя вариантами размещения? Необходимо учитывать дрейф. Дрейф — это когда виртуальная модель перестает совпадать с физическим миром. Это происходит из-за плохого отслеживания на устройстве, движения вокруг модели или наличия модели с большим объемом данных.
Если вы используете устройство с поддержкой LiDAR, рекомендуется использовать двухточечное размещение, поскольку оно проще и точнее. Двухточечное размещение также рекомендуется для сборных конструкций, где вам не придется много двигаться или далеко ходить, что означает незначительное смещение модели. Если вы используете устройство, не поддерживающее технологию LiDAR, или у вас большая модель, то для повышения точности рекомендуется использовать визуальную разметку, а не двухточечную.
3. Секционирование модели
Следующее, о чем следует подумать, — это секционирование модели. BIM-модели часто содержат больше информации, чем требуется для обследования этажа или отдельной комнаты, а загрузка больших моделей может занять много времени. Секционирование модели позволяет гарантировать, что производительность устройства не будет снижена даже при работе со сложной моделью. Секционирование модели происходит в Revit и Navisworks до загрузки модели в VisualLive.
Если вы просматриваете модель в масштабе 1:1 в AR, вам не нужно видеть всю модель сразу. По этой причине имеет смысл разделить модель на секции. Это также необходимо из-за ограничений используемого устройства. Если не разделить модель на части, может возникнуть задержка в отображении Hololens или появится предупреждение о том, что модель имеет слишком большую геометрию. При просмотре на планшете секционирование модели не требуется, поскольку такие устройства обычно имеют больший объем памяти.
Модель можно разделить по этажам, то есть первый этаж может быть одной секцией, а второй — другой. Можно также разделить модель по зонам, например, западное крыло может быть одной зоной, а восточное — другой. Подумайте, как вы хотите видеть модель на месте, и сделайте соответствующую секцию.
4. Соберите команду
Эффективная связь между сотрудниками офиса и подразделениями является критически важной для успеха любого проекта. Для успешного внедрения AR-технологии необходимо определить ключевых участников проекта и соответствующим образом делегировать им задачи. Для начала назначьте ответственного в офисе и ответственного на местах. Полевой руководитель будет закреплять виртуальный контент на местах. В некоторых случаях это может быть тот же человек, что и в офисе.
Сотрудник офиса должен быть профессионалом в области BIM или активным пользователем Revit и Navisworks, имеющим доступ к модели здания и VisualLive. Он должен отвечать за секционирование модели, выбор размещения маркеров и передачу модели в облако. Если используется визуальное размещение маркеров, этот член команды будет отвечать за печать и вырезание маркеров.
Затем полевой специалист, который может быть одним и тем же сотрудником, приносит эти визуальные маркеры на объект и устанавливает их в нужном месте. Он сканирует маркер и при необходимости вносит коррективы. После того как специалист правильно разместил контент в реальном мире, он может зафиксировать или закрепить его положение. После этого любой пользователь, зашедший на сайт, сразу же сможет увидеть модель в правильном положении — независимо от того, используют ли они устройство того же типа или нет.
Когда речь идет о размещении маркеров, очень важна хорошая коммуникация между членами команды. При неправильном размещении модель не сможет быть привязана к физическому объекту.
5. Продумайте подключение к облаку
Подготовьте облачные соединения. Лучше всего настраивать эти интеграции в VisualLive, находясь в офисе или в месте со стабильным подключением к Интернету до того, как вы отправитесь на стройплощадку.
VisualLive интегрируется с несколькими системами управления контентом и облачными хранилищами, такими как Google Drive и OneDrive. Она также интегрируется с такими платформами управления проектами, как Procore, позволяя пользователям загружать запросы на информацию (RFI) или элементы ведомости дефектов в Procore непосредственно с планшета, мобильного устройства или гарнитуры Microsoft Hololens.
6. Следите за маркерами!
Рабочие площадки динамичны и постоянно меняются. Это может повлиять на процесс и точность отображения моделей в AR, особенно в случае использования визуальных маркеров.
К счастью, к этому можно подготовиться, правильно разместив маркеры даже на оживленных объектах с большой проходимостью.
Например, рекомендуется приклеивать визуальные маркеры к стальной опоре или стене, а не на пол. На объектах с большой проходимостью люди могут наступить на маркер или порвать его, если он будет лежать на полу. Кроме того, для распознавания текстур и изображений HoloLens должен находиться на расстоянии около 15 см. Размещение маркеров в неудобных местах может привести к тому, что пользователь не сможет получить оптимального результата.
Не забывайте размещать маркер на вертикальной поверхности и в том месте, где он находится в модели. Хорошо, если угол маркера будет соответствовать чему-то другому, например, пересечению горизонтальной и вертикальной поверхности или точной высоте на стене. Ламинирование маркеров может сделать их более долговечными, но обязательно используйте матовое покрытие, так как блестящие или отражающие поверхности плохо взаимодействуют с LiDAR. Принятие во внимание этих дополнительных соображений поможет обеспечить точное выравнивание модели при выполнении любого задания.
Теперь вы обладаете необходимыми знаниями для переноса BIM-данных на объект с помощью VisualLive. Начните с выбора устройства и метода размещения, которые подходят для вашей команды и вашего проекта, а затем выделите время, необходимое для адекватного секционирования и подготовки данных модели. VisualLive разработан для работы с уже имеющимися у вас устройствами и интеграции в существующие технологические рабочие процессы.